Дакар-2014: Настольный «Дакар»
Увы, судьба марафона в который разрешилась не в очной битве, а за судейским столом. Самая масштабная и сложная гонка планеты продолжает покорять все новые страны Латинской Америки. В этом году, вслед за Аргентиной, Перу и Чили организаторы открыли для себя Боливию, главной жемчужиной которой является зеркальная гладь соляной равнины Салар де Уюни. Правда, пока только ее южную часть и исключительно для мотогонок. В итоге дистанция нынешнего марафона – 13 этапов протяженностью 9370 км – для мото- и квадроциклистов на 40% отличалась от маршрута для внедорожников и грузовиков. Если бы организаторы вняли еще одному «гласу вопиющего в пустыне» и учли специфику грузовиков, было бы совсем по-божески. Ведь не секрет, что латиноамериканские «дакары» изобилуют узкими горными участками и крутыми серпантинами. И 10-тонным реннтракам порой приходилось заруливать в поворот в два-три приема или ехать буквально «шепотом», дабы под ними не обсыпалась обочина. Услышь организаторы глас страждущих – глядишь, и проложили бы трассу в объезд злополучного 386-го километра на СУ2, который оказался ловушкой для рейдовиков всех без исключения зачетов. И местом досрочного финиша для одного из фаворитов – Айрата Мардеева, серебряного призера предыдущей гонки и победителя стартового этапа. Но на следующем этапе челнинец лихо уложил КАМАЗ на крышу в очень узком и коварном месте, обозначенном в роадбуке для грузовиков тремя восклицательными знаками – символом наибольшей опасности. Андрей Каргинов преодолел недуг и принес команде KAMAZ-master дюженную победу. Ехавший следом за Мардеевым Жерар де Рой остановился, чтобы предложить свою помощь, но вернуть на дорогу лежащий глубоко в ложбине грузовик смогла только глубокой ночью пара трехостных камазовских техничек. Голландец попытался объехать проблемный участок, но в поисках нового пути застрял сам, потеряв на откапывании полчаса. На финише он попросил у судей компенсировать это время, якобы потраченное на оказание помощи Мардееву и застрявшему неподалеку Марселю ван Влиту – лидеру MAN. И стюарды вернули ему 22 минуты, фактически подарив лидерство в общем зачете. Хотя вечером выяснилось, что ван Влит никакой помощи от де Роя не получал… Давненько MAN не был среди лидеров. Но перешедший из GINAF Марсель ван Влит первую треть гонки держался на второй позиции. На том же СУ2 захандрила техника у прошлогоднего победителя марафона Эдуарда Николаева. Ему пришлось пять раз останавливаться и ждать, когда остынет новый мотор Liebherr. Именно этот двигатель стал слабым звеном челнинской армады, которая заявила аж пять грузовиков. К уже проверенным «дакаром» экипажам Николаева, Мардеева и Андрея Каргинова, в 2013 году окуппировавшим весь подиум, добавились грузовики Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова. Новичкам по старой камазовской традиции отвели роль ассистанса или, по-нашему, «летучих техничек». Технику ассистентам дали попроще – старые КАМАЗы с 18-литровыми тутаевскими моторами ЯМЗ-7Э846. Лидеры российской команды ехали на серьезно модифицированных КАМАЗах с новыми моторами. Дело в том, что в этом году регламент становится как никогда нетерпимым к копоти и дымности. Более того, с 2016 г. рабочий объем моторов будет не более 16,5 литра. Поэтому после долгих раздумий камазовцы заказали «легитимные» силовые агрегаты у фирмы Liebherr, никогда прежде не строившей моторы для спорта. Но на бумаге все получилось очень нарядно: швейцарские двигатели компактнее и легче, на 40 л. с. мощнее и, что немаловажно – несравненно экологичней ЯМЗ. Но вот уже на втором этапе обнаружились проблемы с охлаждением… Единственным утешением для челнинцев стала победа на том злополучном СУ2 Шибалова, мотор грузовика которого был серьезно «задушен» в угоду снижению дымности. Оказалось, что под старыми обводами скрывается новая техника и у всех главных соперников камазовцев. Команда отца и сына де Роев совместно с IVECO Schouten изготовили новые моторы и подвеску для своих капотных и бескапотных грузовиков. Экс-заводская «мановская» команда Eurol/Veka MAN Rally Team, в 2007-м выигравшая последний африканский «дакар», также построила новые грузовики на базе MAN TGS 480. Сюрпризов можно было ожидать и от экипажей на Ginaf X2222 – похоже, голландцы разобрались с надежностью своих уникальных независимых подвесок с гидропневматическими стойками. Под знакомыми обводами IVECO Torpedo Powerstar новые моторы, новые подвески и основательно переработанные трансмиссии. А крупнейшая из славянских «диаспор» – чешская – выставила сразу шесть экипажей на «Татрах» и «Лиазах». В первую очередь это трио Алеша Лопрайса на новеньком курносом T815-2 с 920-сильным мотором Renault и пересевший с КАМАЗа на его прошлогоднюю «Татру» Артур Ардавичус. Интрига, однако, продолжала держаться на противостоянии «камазовской» армады и Team de Rooy. Третий день гонки стал бенефисом Каргинова, который не просто выиграл спецучасток, а победил сам себя: из-за простуды и теплового удара Андрей всю ночь провел под капельницей. Правда, на фоне едущего стабильно де Роя победы челнинских экипажей выглядели локальными. Голландец, как и в свое время Чагин, со старта гонки создал временный задел, и во второй половине гонки, чтобы избежать излишнего риска, ехал быстро и аккуратно. Рубиконом гонки стал пятый день – первый из марафонских, когда между секциями запрещен «посторонний» сервис – его можно было проводить только силами самих участников. Добавьте сюда вязкий песок, высокие дюны, мелкую и плотную, как пудра, пыль «феш-феш» и 55-градусную жару. Но все это меркнет перед главной, навигационной проблемой. «Ор-пист» – новый термин в рейдовском словаре, в переводе на нормальный язык означает участок бездорожья без каких либо ориентиров на местности. Там отсутствуют вообще традиционные привязки вроде русла реки, дерева, холма. И сбиться с правильного курса на таком отрезке проще простого – достаточно ошибиться с направлением в одном месте, чтобы затем все время «ехать мимо». По словам Николаева, так долго по сплошному бездорожью он еще не ездил: «На этих 18-ти километрах было просто броуновское движение. Джипы и грузовики метались в разных направлениях в поисках контрольной точки. Это сбивало с толку и мешало, здесь плутали даже опытнейшие дакаровские штурманы». Раньше в зачете доминировали «немцы». Сегодня MAN опять вне конкуренции (16 из 71 машины), а Mercedes проиграл Ginaf со счетом 9:10. У Tatra и DAF – по 8 экипажей, у КАМАЗ – 5, у IVECO – 4, у МАЗ и Renault – по 3, а у Hino и Liaz – по 1. Именно «Ор-пист» накануне дня отдыха и обозначил претендентов на подиум во всех классах. Здесь окончательно «слился» заблукавший ван Влит, с первого же этапа шедший следом за де Роем. И сам Жерар осознал, что временного задела в этих условиях до финиша не хватит. Победивший Каргинов сократил отставание от лидера до 32 минут, в то время как Николаев, Сотников и Шибалов, не говоря уже за остальных, проигрывали ему более часа. И команда сделала ставку на Андрея. Дальнейшая борьба Каргинова и де Роя стала украшением всего марафона. Даже голландский гонщик удивлялся, как вчерашний механик может в таком бешеном темпе ехать столь надежно и так долго. В итоге, постепенно «откусывая» разрыв, Андрей через шесть дней погони (т.е. за два этапа до финиша) таки вырвался вперед. Все должно было решиться в последний день, перед которым дуэлянтов разделяли всего семь с половиной минут. Де Рой стартовал первым, что давало ему преимущество на серпантинах, где двум грузовикам было не разъехаться. За одним из поворотов дорогу ему перегородил перевернувшийся в столь узком Mini китайский гонщик. Голландец ухитрился объехать внедорожник на грани фола, едва не свалившись в пропасть. А вот более тяжелому и широкому (+900 кг и +68 см) грузовику Каргинова, ехавшему в 20 секундах следом, не оставалось ничего иного, как помочь поставить Mini на колеса и расчистить дорогу. В итоге он отстал на финише от голландца на 9 минут. Таким образом, судьба победы решалась не в очной борьбе, а за судейским столом, на котором уже лежал протест от Team de Rooy: мол, в оказании помощи китайскому экипажу не было необходимости. И все же стюарды после просмотра видео компенсировали челнинцам 5 минут 20 секунд, что в сумме с прежним преимуществом вернуло им первую строку в абсолюте. А значит и во всей гонке. Для «Татры» Мартина Коломы трекрейсинговая конюшня Buggyra приготовила рейдовую 900-сильную версию своего кольцевого мотора GYRtech. Увы, машина, приказала долго жить на СУ7. Карел и Алеш Лопрайзы построили принципиально новый грузовик Tatra с минимально возможными свесами. Начав в 2008-м за упокой, MAZ– Sportauto в нынешнем «дакаре» порадовал: Сергей Вязович (11-й) во второй половине гонки не опускался ниже7-го места. DAF уже не выставляет заводские команды и не поддерживает Team de Rooy. Из 8 экипажей в этом году лучшие заняли лишь15-е и 16-е места. Hino старейшего участника марафона, 72-летнего Йошимасы Суговары. С 1983 года Йоши пять раз приходил вторым. В 33-м марафоне он финишировал 32-м, а его сын — на таком же Hino 500 — 12-м. Фото автора, ASO, Maindru и фирм-производителей
admin | Автоновости | 01 Мар 2014 |
К сожалению, отзывы закрыты.