Украинский рынок ретро авто. Развенчиваем мифы

Нашими экспертами и помощниками в развенчивании мифов любезно согласились стать председатель запорожского клуба ретро-автомобилей «Фаэтон» и основатель крупнейшего в Украине одноименного автомобильного музея Дмитрий Позняк, президент харьковского ТК «Самоходъ» Александр Осетров и главный редактор журнала Classic & Sports Car (Россия) Глеб Рачко. Янукович оказался коллекционером раритетных авто. Фото В гараже у Януковича эксперты нашли много «новоделов» Из гаража Януковича пропал самый ценный автомобиль за $ 2000000 Миф первый: ретро всегда в цене Иногда кажется, что сайты по продаже авто выдают ошибку в цене. Настолько она высока. Причем, не только на ретро, но и на привычные советские и импортные, не столько старые, сколько хорошо подержанные авто. 21-е «Волги» по $ 30-35 тысяч, «Чайки» и «ЗИМы» — по $ 100 тысяч и больше. А Volkswagen Kafer 1948 г.в. – так и вовсе за $ 125 тыс. Подобное предложение первого «Жука» есть и на зарубежных сайтах. Точно такой же, в отличном состоянии, с массой фотографий, с оригинальными запчастями и даже с семафорами вместо «поворотников», предлагают за — $ 47 тыс. Стотысячные (в долларах) цены на ЗИМы и «Чайки» еще можно хоть как-то объяснить их последующим коммерческим использованием для свадебных кортежей. Но почему так дороги старые «Волги», «Москвичи» и «Победы»? По мнению Александра Осетрова, в объявлениях на сайтах всегда ставят завышенную цену, по принципу: а вдруг кто-то клюнет. Люди, которые делают машины для себя, не всегда понимают, что вложенные в реставрацию деньги они вряд ли когда-то вернут. Особенно, когда их вкладывают в рядовые машины, которых было выпущено сотни тысяч. А то и миллионы. Есть разный зазор: затраты в $ 12-15 тысяч на восстановление «Волги», которая на рынке стоит $ 15 тысяч и затраты в $ 20 тысяч на «Чайку, которая на рынке стоит $ 30 тысяч. Многие, когда берутся за реставрацию, не знают, во что это им в итоге обойдется. Зато, заходят на сайт авто базара, а там – объявления по $ 100 тысяч. Поэтому, наивно думают, что и свою смогут продать за такую цену. Старые машины, которые продаются по объявлениям, чаще всего оказываются «навозом» и не стоят тех денег, которые за них просят, считает Дмитрий Позняк. Или безбашенная цена, или – бестолковая машина. Начинаешь проверять – масса новых комплектующих, да еще и от других марок. А на вопрос: почему такие заоблачные цены? — обычно отвечают, что во столько эта машина им обошлась. Какая кому разница во сколько она обошлась! Глеб Рачко также считает, что рынок советских машин точно так же перегрет и в России. Они переоценены в несколько раз. Миф второй: спрос превышает предложение На ретро автомобили мода. А потому – сумасшедший спрос и соответствующие цены. Мягко говоря, сегодня это не совсем так. Глеб Рачко рассказал AUTO-Consulting, что повальная мода, а значит, и рост цен на автоантиквариат началась в 90-е годы прошлого века. Прозорливые американские и европейские любители винтажа на колесах еще в 70-е начали скупать за копейки никому тогда не нужное «старье». Впоследствии оказалось, что все эти огромные пыльные Duesenberg и Packard, Delahaye и Hispano-Suiza – шедевры дизайна, за которые люди готовы платить миллионы. Их начали реставрировать и продавать на аукционах, тем самым превращая мирок сумасшедших собирателей в огромный бизнес с колоссальными оборотами. Костлявые руки кризисов 1998 и 2008 годов, конечно, дотянулись и до этого сегмента. Продажи и цены стали падать, но совсем не так стремительно, как на недвижимость или яхты, например. Последние лет пять график роста стоимости «голубых автофишек» выглядит, словно взлет ракеты-носителя. И все задаются вопросом: а не рухнет ли этот шаттл, как последние проекты Федерального космического агентства? Не должен. А вот выровняться полет может. Однако мировому рынку коллекционных автомобилей от российских перипетий с ключевой ставкой ЦБ или курсом рубля – ни жарко, ни холодно. Но, может, мы, наконец, избавимся от семизначных цифр на ценниках «Волг» или ЗИМов? Пора бы уже. В Украине, по мнению Дмитрия Позняка постоянный спрос только на 21-ю «Волгу» и на 407-е «Москвичи». Это связано с ностальгией. А число таких сделок можно видеть на инфографике AUTO-Consulting. Но здесь необходимы поправки. В статистике сделок отражены все операции с автомобилями старше 1970 года, даже когда их покупает сосед, чтобы возить на них картошку. Реальный рынок качественных олдтаймеров, по оценкам AUTO-Consulting, за прошлый год едва исчисляется несколькими десятками сделок. Все остальное, это – «колхоз» за небольшие деньги. Александр Осетров еще более категоричен. Он считает, что сейчас спроса нет вообще ни на что. Рынок ретро автомобилей фактически стоит. Те мастерские, которые и раньше работали на грани финансового фола, ныне вообще оказались без средств. Заказчики, которые у них были, имели серьезные деньги и хотели иметь вычурные машины – исчезли. Некоторые решили, что сейчас не время для ретро автомобилей, кто-то уехал из страны, кто-то не рассчитался. Поэтому, в мастерских вынуждены, что называется, скатывать недоделанные автомобили в ярок. Или сдают их в металлолом. И сейчас половина таких мастерских не просто терпят убытки, а закрываются и люди расходятся. На сегодняшний день господин Осетров не знает реставрационных мастерских, которые бы усиленно работали над восстановлением какой-то техники. Нет спроса. Раньше в каждом областном городе было 2-3 реставрационных мастерских. Они делали 1-2 машины в 2-3 года. В основном, на коленке. Потоковой реставрации у нас нет. Было только одно такое предприятие в Краматорске. Что там сейчас — не понятно. Миф третий: ГАЗ-21 дороже Rolls-Royce На автосайтах нередко за советский «раритет» (часто — в сомнительном состоянии), просят больше, чем за Rolls-Royce такого же возраста на зарубежных сайтах. По мнению господина Позняка, этому есть объективные и субъективные причины. Владельцы советских автомобилей в Украине не могут составить цену своим «Чайкам», «Волгам», «Победам» и «Москвичам». Кто сколько хочет – тот столько и правит. Очень субъективные оценки. Иногда, кажется, что кто-то с бодуна, по ошибке написал в цене лишний ноль. Объективно — запчасти на старые «Волги» и «Москвичи» производятся в России и стоят очень недешево. Реальные цены на «Волгу» ГАЗ-21, по мнению Дмитрия Позняка, должны начинаться от «цены металлолома» до $ 25-30 тысяч. ДО. Но $ 30 тысяч стоят уникальные 21-е «Волги». Например, так называемая «Волга-догонялка» ГАЗ-23 с мощным чайковским движком в идеальном состоянии и 100% оригинальности. Ценятся редкие «Волги» с коробкой «автомат». А вот цена стандартной качественно отреставрированной обычной 21-й в хорошем состоянии – до $ 10 тысяч. Сложнее, по мнению Дмитрия Юрьевича, с ценами на «Победы». Их гораздо меньше, чем «Волг». В основном, они были в служебном пользовании, поэтому хороших машин сохранилось очень мало. Соответственно, нет сформированного рынка и какой-то статистики цен. На «Москвич» 407, в зависимости от состояния, цена от стоимости металлолома до $ 5-8 тыс. Есть, конечно, уникальный полноприводный 410-й «Москвич». Он стоит дороже. «Чайка» ГАЗ-13, в зависимости от состояния, может стоить от $ 15 тыс. до $ 100 тыс. А если она с историей-легендой – то и все $ 200 тыс. Господин Осетров называет примерно такие же цены. Например, хорошо восстановленная «Волга» ГАЗ-21, по его мнению, стоит – до $ 15 тыс. «Победа» — примерно столько же. «Чайка» ГАЗ-13 — $ 25-30 тысяч. «Москвич» 407-й – от $ 600 до $ 3-4 тысяч. 401-й – на $ 200 дороже. Можно, теоретически, что-нибудь продать и за $ 150 тысяч, если покупателю некуда девать деньги и срочно захотелось. А некоторые выставляют за $ 100 тысяч, не для того, чтобы продать, а чтобы потешить самолюбие. Такие тоже есть, уверен Александр Осетров. Но есть машины, которые не стоят практически ничего. Например, «отколхоженная» ГАЗ-21 с двигателем от 24-й, с переделанным салоном и гнилым кузовом. Если она на ходу, ее могут купить дальше возить картошку, но не более. Почему Янукович начал коллекционировать авто у себя в гараже Журналисты отправились по следам пропавшего Horch Януковича Журналисты отыскали фото Horch Януковича Миф четвертый: за границей ретро автомобили дешевле По поводу дешевых заграничных Rolls-Royce тоже все не так просто. Хотя бы потому, что их надо к нам привезти и уплатить при этом все налоги. Еще одно НО – это состояние самого автомобиля. Его по фото оценить достаточно сложно. Как сообщил AUTO-Consulting президент харьковского ТК «Самоходъ» Александр Осетров, он лично знает человека, который купил себе такой Rolls-Royce, отреставрированный ни где-нибудь, а на родине — в Великобритании. Но пока машину везли в Украину, у нее на заднем крыле появилась трещинка. Решили расчистить и перекрасить. Оказалось, что дырку в кузове просто заткнули тряпкой и зашпаклевали. Случаев, когда за рубежом, чтобы не было видно дырок, просто задували их монтажной пеной, а потом закрашивали, господин Осетров тоже знает немало. Поэтому, заранее сказать, хорошая или плохая реставрация по внешнему виду автомобиля сложно. А от этого сильно зависит цена. Те авто, которые отреставрированы с разборкой до нуля, за рубежом тоже стоят недешево. Но, пролистав несколько популярных сайтов, мы убедились, что в Европе Rolls-Royce легко можно купить дешевле, чем у нас правят за 21-ю «Волгу». Необычные и малоизвестные раритеты, которые опередили свое время В Украине появился первый народный музей ретро автомобилей Миф пятый: машины известных людей Так сложилось и это подтверждают наши уважаемые эксперты, машины с историей сразу могут иметь стоимость в два раза выше, чем обычные. Поэтому, в среде коллекционеров, даже есть всем известные «придумыватели легенд». А что делать, если хочется продать дороже. Если судить по объявлениям, то легко можно насчитать штук 50 разных ГАЗ-21, на которой «ездили» известные украинские литераторы Павло Тычина и Максим Рыльский. Полно объявлений с «Волгами» известных космонавтов и партдеятелей. А когда готовился этот материал, AUTO-Consulting наткнулся на уникальное предложение «Волги» ГАЗ-21, которая принадлежала семье Лысенко. Если имелся в виду известный украинский композитор Николай Витальевич Лысенко, то он умер в 1912 году, когда о 21-й «Волге» еще не слышали. Миф шестой: тайные коллекции олигархов Умы многих (и не только коллекционеров ретро автомобилей) время от времени будоражат известия о находках во Франции, Португалии и других странах. Целые гаражи, сараи, амбары, ангары и т.д. раритетных машин обнаруживают то в джунглях, то в деревнях. Возможно ли такое счастье в Украине? По мнению Дмитрия Позняка, такие находки у нас не возможны. Возможны находки единичных машин. Но коллекций – нет. У наших людей не было достаточно денег, чтобы собирать коллекции автомобилей. Тем более – тайные. Так называемый гараж Януковича и коллекция Ландыка были открытием только для простых людей. Специалисты-коллекционеры о них знали. Поэтому, появление какой-то заброшенной коллекции у нас не возможно. К сожалению. В том, что у нас нет и не может быть таких заброшенных коллекций уверен и Осетров. Но находки пары-тройки редких авто вполне возможны. А вот ранчо, на которое никто 50 лет не заглядывал, у нас не возможно. Плотность населения у нас больше, чем в Бразилии. Кроме того, у нас практически нет закрытых коллекций. Да и свободных площадей, о которых никто не знает, и на которым может стоять 50-100 машин, тоже скорее всего нет. Немало дорогих авто во времена Януковича уехало в Донецкий и Луганский регионы. В основном, в гаражи – ездить на них было не по чину. Там, видимо, можно случайно наткнуться на небольшую такую коллекцию, но ее скорее всего уже вывезли в Россию. В Португалии в заброшенном сарае нашли 180 коллекционных авто Как в России создавали лимузины. История попыток догнать и перегнать Миф седьмой: советский автомобиль – сокровище Реальную цену на советские машины в Украине определит рынок, когда будут открыты границы с Евросоюзом, надеется Дмитрий Позняк. О: в Украине было три или четыре попытки создать Всеукраинское общество ретро-машин. Но все они создавались под конкретных чиновников, и когда чиновники менялись, общества разваливались. Если бы мы через FIFA вошли в международный комитет по ретро-технике, мы бы перешли на их классификацию, сертификацию. И тогда наши цены на ретромобили пришли бы в соответствие с мировыми и европейскими. И проще было бы завозить к нам коллекционные автомобили. О: по международной классификации, ретро-мобилем считается авто от 30 лет и старше. Но это – так называемые юниоры. Сейчас найти 24-ю «Волгу» ГАЗ 2401 с родными деталями очень сложно. В СССР была практика делать домашний тюнинг и менять детали на авто на более красивые, а моторы – на более мощные. Поэтому, такая хорошо сохранившаяся «Волга» с минимальным пробегом тоже может вызвать интерес. Даже оригинальную «копейку» ВАЗ 2101 сейчас сложно найти. Что может цениться Редкие «Волги» «догонялки» КГБ с моторами V8 от «Чайки» и 3-ст АКПП. Естественно дорого ценятся. Или кагебэшные «Жигули» 2113 с внешностью «единички» и мотором от «шестерки». С двумя аккумуляторами, с двумя бензобаками. Или «Волга» 3105, которых было выпущено всего 96 штук. С полным приводом и двигателем V8. Их в СССР делали для обкомов партии. Со специальной «форточкой» в боковом стекле для предъявления документов было вообще выпущено меньше десятка. 1992 года выпуска, а найти практически нереально — раритет. «Москвич» 412, с номером 17, который участвовал в ралли. Скоростные машины института ХАДИ, которые выпускались в единичных экземплярах. Легко случайно разбогатеть По мнению Дмитрия Позняка, в Украине настоящие коллекционеры не дают объявлений о продаже ретро-каров на сайтах авто базаров. Хорошие машины моментально расходятся между своими. Практически все серьезные коллекционеры друг друга знают. Работает сарафанное радио. Дмитрий Позняк не знает ни одной крупной сделки купли-продажи старого авто, которая бы произошла по объявлению. Если кому-то удается продать советскую машину за границу, например, в США, получается выгодная сделка. Там такие машины диковинка, а коллекционеров много. Но они не будут звонить на номера в украинских автообъявлениях. Они работают только с серьезными посредниками.

Ссылка на источник

К сожалению, отзывы закрыты.