Обвал российского рынка транспортных грузоперевозок: причины и следствия кризиса
Первая половина 2015 года отмечена грандиозным обвалом рынка транспортных габаритных грузоперевозок. Но это, по прогнозам аналитиков, не предел возможной катастрофы. В течении года ожидается дальнейшее падение объемов грузоперевозок и существенное сокращение рынка. Не выдержав борьбы с неблагоприятной конъюнктурой и натиска финансовых проблем каждая третья компания вынуждена будет либо покинуть «игровую» арену, либо перейти на сторону зла и занять свое место «в тени». Скорее всего это будут представители когорты среднего бизнеса, у которых вряд ли хватит запаса прочности, чтобы пережить непростые для страны и отрасли времена. В подтверждение сказанному: за шесть месяцев нынешнего непростого года сорок компаний-грузоперевозчиков уже вышли из Северо-Западной Ассоциации международных перевозчиков. Многие не имеют возможности даже членские взносы проплатить. И это только начало! Откуда ноги растут В чем же причина столь затяжного и глубокого кризиса в выше упомянутой сфере? Однозначного ответа на этот вопрос нет, ведь у проблемы разветвленные корни. Конечно, проще всего «повесить собак» на введенные против РФ санкции и успокоиться, но ведь зерно зла кроется не только в них. Аналитики утверждают, что свою лепту в формирование кризисных явлений внесло множество факторов: • Переориентация транспортной отрасли развитых стран на успешный американский рынок. • Масштабная трансформация логистических алгоритмов грузоперевозок. • Перенаправление инвестиционного потока на экономику Китая. • Запрет на ввоз промтоваров из европейских стран и Америки. • Завоз запрещенных иностранных товаров через белорусское государство. Здесь не обошлось без помощи, в кавычках, местных транспортников, которым удалось перехватить лакомый кусок грузопотока. • Автоперевозчикам нечего и особо некуда вывозить из страны. Практически все экспортные товары транспортируются по железной дороге (металл, руда и так далее) или посредством трубопровода (нефть, газ и продукты ее переработки). Как страна о своих перевозчиках заботится Немалая доля вины лежит на государстве, которое напрочь забыло о проблемах отрасли и не поддерживает отечественных грузоперевозчиков. Мало того, правительство в этом году нагрузило транспортные компании новыми поборами – обязательная установка тахогрфов (а это серьезный удар по финансам) и штраф за его отсутствие и/или неисправность, введение утилизационного сбора и сбора за транспортировку негабаритного груза. И это еще не все! Скоро вступит в силу закон, обязывающий транспортников платить за передвижение большегрузов-двенадцатитонников по федеральным трассам. Однако представители власти утверждают, что их забота о грузоперевозчиках в частности и отрасли в целом выражается в строительстве и восстановлении дорог. А это довольно-таки затратное дело, требующее немалых средств. Финансы в дорожно-транспортную инфраструктуру поступают из Дорожного фонда. А это 7 из 9 рублей, вырученных с продажи каждого литра топлива. Выжить любой ценой Чтобы удержаться на плаву транспортники занижают стоимость своих услуг, а также предоставляют заказчикам хорошие отсрочки (о 60 дней до 90) по платежам. Тарифы в среднем снижаются на 25 – 50%. Это вынужденная мера, которая уже нанесла убытки отрасли в размере более 7 млрд рублей. А то ли еще будет! Ведь многие заказчики уже переместили себя в ранг неплатежеспособных. Проблемы с финансами возникают преимущественно у мелких компаний, крупные же предприятия оплачивают работу исправно. Частные предприниматели, чтобы выжить, загнали свои фуры в гаражи и отправились работать по найму, что также сложно назвать идеальным вариантом. Ведь сегодня найти место водителя не очень то и просто. Транспортники, ранее занимающиеся зарубежными грузоперевозками, сегодня переориентировались на внутренний рынок и готовы также выполнять доставки по сниженному тарифу. Есть ли пути отступления? Транспортная отрасль переживает не самые лучшие времена. Многие паникуют и отказываются от своего дела, пытаясь продать габаритную технику. Но и здесь вынужденных отступников ждет «сюрприз». Цены на бывшую в употреблении на спецтехнику очень упали. Если раньше за подержанный тягач давали от двух миллионов рублей до трех, то сейчас за него можно получить не больше одного миллиона. Картинка, конечно, получается печальная. Но это не повод выпускать из рук баранку и сдаваться. Колеса должны крутиться всегда!
admin | Автоновости | 10 Сен 2015 |
К сожалению, отзывы закрыты.