Музыка в авто: эволюция звука

Интересно, что бы сказал Александр Степанович Попов, если бы ему показали современный автомобильный приемник? Скорее всего, Александр Степанович не поверил бы, что приемник вообще может быть таким, каким мы привыкли видеть его в своих авто. Этот чудесный девайс (это слово Попов точно не понял бы) с ручками и цифрами на передней панели, который заполняет салон вашего авто надоедливой рекламой, музыкой или голосом любимого радио ведущего является продуктом столетнего прогресса. В 1895 году Попов придумал первый аппарат, способный принимать радиосигналы. Документально свое открытие он так и не подтвердил. Патент на это устройство принадлежит итальянскому радиотехнику и предпринимателю Гульельмо Маркони, который в 1896 году продемонстрировал всему миру похожий аппарат с теми же принципами действия. Именно Маркони и немецкому инженеру Карлу Брауну, в 1909 году досталась Нобелевская премия «за работы по созданию беспроволочного телеграфа», что произошло уже после смерти Попова. Радио начало звучать в автомобилях с начала 20 годов прошлого века. Тогдашние автомобилисты пытались тюнинговать свои автомобили. В то время улучшить авто можно было двумя путями: установить в легковое авто мотор от грузовика или установить в авто радио. Сложность улучшения была равнозначной. Автомобильных радиоприемников тогда не существовало, поэтому проблему решали, как могли. Домашние радиоприемники переделывались под 6-ти вольтовую бортовую сеть авто, или просто работали от батарей. О качестве звука никто и не думал. Домашний радиоприемник в автомобиле долго не служил. Постоянная тряска делала свое дело, постепенно разрушая электролампы. Огромная антенна располагалась под потолком, превращая автомобиль в клетку. Прошло около 10 лет, и американец Уильям Лир в 1928 году усовершенствовал управление радиоприемником с помощью гибких приводов, вынеся на панель автомобиля только ручки громкости и настройки частоты совместно с круглым циферблатом. Впервые был применен преобразователь напряжения для работы радио без батарей, от бортовой 6-вольтовой сети. Также были применены лампы в металлических колбах, а не стеклянные, что значительно повысило степень надежности устройства. Лир продал патенты на автомобильное радио братьям Гэлвинам и уже в 1930 году американская компания «Galvin Manufacturing Corporation» представила первый в мире автомобильный радиоприемник «Motorola 5T71″. Слово «Motor» означало, что приемники предназначены специально для автомобилей. Продавалась модель «5T71″ по цене $ 110-130. И если учесть, что в то время стоимость нового «Cadillac» составляла $ 1.500, то цена приемника была немалой. Сегодня «Galvin Manufacturing Corporation» известна всему миру как Motorola. Фирма названа по марке первых радиоприемников — Motorola. Причем вторая часть названия (ola) была заимствована у американского проигрывателя пластинок Victrola. Отсюда и пошли названия – радиола и магнитола. Но старушка Европа не отставала, и в 1932 году «Blaupunkt» («голубая точка») представила модель «Blaupunkt Autosuper 5″, или сокращенно «AS5″.   Вес «AS5″ составлял 12 кг. Приемник можно было монтировать под приборной панелью автомобиля. Он оснащался кабельным пультом дистанционного управления, установленным на рулевой колонке. Приемник не пользовался большим успехом. По данным производителя было продано четыре сотни экземпляров. «AS5″ стоил 365 рейхсмарок, что составляло около 20% от цены малолитражки, так что он был скорее предметом роскоши, нежели элементом оборудования машины. Наличие в нем стеклянных радиоламп делало устройство крайне не надежным. Радиолампы с нитью накаливания плохо переносили тряску и часто выходили из строя. Эту проблему смогли решить только в 1935 году, после создания виброустойчивых ламп. После этого появилась модель Blaupunkt 5A75. Компания успела продать около тысячи таких радиоприемников, но развитию успеха помешала Вторая мировая война. Последняя довоенная модель автомобильной радиосистемы Blaupunkt появилась в 1941 году. До 40-х годов радио в авто было доступно только состоятельным людям. Остальные довольствовались самоделками. В СССР в 40-х года радио было централизованным, и вопрос о его вещании, в немногочисленных частных авто, был не актуальным. А с учетом цензуры мог стать и опасным. Простые советские граждане получили первый радиоприемник в начале 50-х вместе с первым относительно доступным автомобилем – «Москвич» 402-й модели.   В послевоенное время радио в машине все еще оставалось привилегией избранных. Новые модели автомобильных радиоприемников под маркой Blaupunkt стали вновь производиться только с 1949 года. Модель 5A649, несмотря на ее громоздкость, удалось втиснуть в торпедо. Компания Becker с 1949 года официально поставляет радио аппаратуру для автогиганта Mercedes. В 1950 году фирма разработала специальный вариант приемника для массового и доступного «Жука» (VW Beetle). Автомобильное радио превращалось в продукт массового потребления. Новые модели появлялись одна за другой: в 1952 году был представлен приемник с памятью станций и УКВ-диапазоном, в 1954 году – с механическим устройством автоматического поиска радиостанций, а три года спустя – первые приемники на транзисторах.   В 1959 году фирма Blaupunkt-Werke выпустила миллионный авторадиоприемник – лучшее доказательство того, что радио стало по-настоящему доступным. Радиоприемники продолжали совершенствоваться. В 1960 году специально для любителей автомобильных пикников фирма Blaupunkt Westerland, выпускает радиоприемник который легко вынимался из гнезда в приборной панели, превращаясь в автономный радиоприемник. К началу 60-х у многих производителей появляется функция запоминания станций. В это же время американские производители автомобильной акустики соединили магнитофон с автомобильным радиоприемником, в результате чего и появилась первая автомобильная магнитола с 8-дорожечным проигрывателем. Данный формат держался на рынке США около десяти лет, до появления и массового распространения компакт-кассет, которые стали безусловными лидерами уже до конца 20 века, пока их не заменили, всем хорошо известные, СD. В 60-х произошло ещё одно нововведение, которое кардинально изменило отношение, как производителей, так и потребителей к автозвуку, с этого периода, автомобили начинают выпускаться со съёмной аппаратурой и унифицированными габаритными размерами. Производство аудиотехники превращается в отдельную индустрию. Появляются новые производители оборудования, которые специализируются исключительно на автомобильной музыке. Первый радиоприемник и магнитофон с стерео звуком был представлен в 1969 году компанией Blaupunkt, спустя еще 3 года выпустили первую стерео магнитолу. В 70-е эволюция автозвука продолжалась. Она проходила в нескольких направлениях, одним из которых было оптимизация размеров радиоаппаратуры. Появлялись автономные проигрыватели. С появлением первых полупроводников, транзиторные приёмники стали занимать меньше места, и для их питания требовалось только 12 вольт. В этот период были основаны многие известные компании в индустрии автозвука. Компания Mark Levinson была основана в 1972 году Марком Левинсоном и в то время носила название Mark Levinson Audio Systems (MLAS). С момента своего рождения занимается разработкой аудио аппаратуры на основе полупроводников. Сегодня она производит премиальные аудио системы для авто бизнес класса. Не менее важное событие произошло В 1978 году. Появилась на свет Японская корпорация Alpine Electronics. Ее родителем была компания Kataoka, основанная в 1948 году и занимавшаяся разработкой электронных устройств, в частности автомобильной головной аудио техники. Также к этому периоду можно отметить и тенденцию к развитию проигрывателей, которые могли воспроизводить записи на винилах. И компания Motorola в этом смысле вновь оказалась первой. Еще в 1956, она специально для автомобилей Chrysler принадлежащих музыкальной корпорации CBS разработала проигрыватели винила. Система называлась Highway Hi-Fi Специально для нее, выпускались специальные пластинки на 16,66 об. /мин. Но спустя несколько лет на смену им пришел более популярный формат – пластинки на 45 об./мин.   Но эпоха виниловых пластинок закончилась едва начавшись. На их место приходят прародителей аудиокассет — бобины, которые были намного удобней, и менее восприимчивы к тряске. Именно в 70-е годы впервые появилась функция шумоподавления, выбора типа ленты и стереозвука в кассетных магнитофонах. В 1985 году появились автомобильные CD-проигрыватели Blaupunkt, а через три года и автомагнитол, совмещающих радио и CD-плеер. Тогда же в автомагнитолах появились новые функции: RDS – система передачи дополнительной информации, TIM – сохранение дорожных сообщений в памяти, и съемная передняя панель. Разработанный немецкими производителями стандарт для автомобильных головных устройств DIN 75490 был принят в 1984 году как международный ISO 7736. Он определил стандартный размер установочного отверстия для автомобильной магнитолы (1-DIN) — 180 х 50 мм. Этот размер и есть размер 1 DIN. DIN расшифровывается как Deutsches Institut fur Normung — Институт стандартизации Германии. Аббревиатура DIN означает немецкий стандарт. После 2000 года появились системы с проигрывателем мини-дисков, а в 2001 году – и с MP3-плеером. Все что появилось после, вы можете наблюдать самостоятельно. Мультимедийные устройства приходят на смену автомагнитолам. Меньше чем за 100 лет, радиоприемник, из железного великана превратился в компактное устройство. Громадная антенна превратилась в полоски на заднем стекле. Когда вы снова включите магнитолу в своем авто, подумайте, какой она была 50 лет назад… Экспресс хронология эволюции радио и музыки в автомобиле:

Ссылка на источник

К сожалению, отзывы закрыты.